- Главная
- Сведения прокуратуры
- Прокуратура информирует
- Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования
Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования
Ценность информации растет в геометрической прогрессии, в связи с чем хозяйствующие субъекты изобретают все новые формы ее извлечения и обработки.
Наряду с позитивным эффектом информатизации общественных отношений, в том числе в сфере экономики, цифровые технологии подвергают организации и отдельных лиц новым рискам, возникающим в результате преступных действий с их использованием.
Понимание криминогенного потенциала информационных технологий позволяет выстраивать систему их уголовно-правового парирования (минимизации). В связи с этим в качестве важнейшего элемента реализации государственной политики Российской Федерации в области информационной безопасности следует признать уголовно-правовой механизм, включающий в себя нормы о преступлениях в информационно-коммуникационном пространстве.
Ценность информации растет в геометрической прогрессии, в связи с чем хозяйствующие субъекты изобретают все новые формы ее извлечения и обработки.
Наряду с позитивным эффектом информатизации общественных отношений, в том числе в сфере экономики, цифровые технологии подвергают организации и отдельных лиц новым рискам, возникающим в результате преступных действий с их использованием.
Понимание криминогенного потенциала информационных технологий позволяет выстраивать систему их уголовно-правового парирования (минимизации). В связи с этим в качестве важнейшего элемента реализации государственной политики Российской Федерации в области информационной безопасности следует признать уголовно-правовой механизм, включающий в себя нормы о преступлениях в информационно-коммуникационном пространстве.
Обеспечение сохранности информационных отношений от причинения вреда осуществляется уголовным правом посредством конструирования соответствующих составов преступлений и установления уголовной ответственности. Учитывая, что информационные отношения являются дополнительным, а не основным непосредственным объектом преступлений в информационно-коммуникационном пространстве (за исключением преступлений в сфере компьютерной информации, они классифицируются исходя из содержания основного непосредственного объекта), можно выделить группу преступлений, где использование информационных технологий является способом или средством совершения "традиционных" общественно опасных деяний, а также группу новых видов противоправного поведения, требующих криминализации.
Обеспечение защиты сферы экономики от угроз, сопряженных с цифровизацией, осуществляется путем конструирования новых норм об уголовной ответственности за преступления в данной сфере или дополнения существующих составов преступлений квалифицирующими признаками. Так, Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" ч. 3 ст. 158 УК РФ была дополнена п. "г", в котором определена ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ).
Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в целях повышения эффективности противодействия так называемому рейдерству, т.е. захватам имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, в УК РФ включена ч. 2 ст. 170.1, устанавливающая ответственность за внесение в информационные ресурсы (реестр владельцев ценных бумаг, систему депозитарного учета) заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к ним, в том числе с использованием информационно-коммуникационных систем.