Этноэкология в Кикинской школе
В контексте воспитания экологической культуры школьников как личностного результата образования, традиционной основой нравственности выступает природа – жизнь, родной край, заповедные места, планета Земля, экологическое сознание.
Природа является источником не только материальных благ, она питает и духовные силы человека. Выделение культуры (этноса) из природы явилось важным этапом развития человеческого общества. Следовательно, культура не существует без природы. Но отношения природы и культуры очень сложны, и человек выступает соединительным звеном между ними.
Важно отметить, что процесс формирования экологической культуры неразрывно связан с патриотическим и эстетическим воспитанием. Это подтверждается словами В.А. Сухомлинского: «Любовь к Родине начинается с восхищения красотой того, что видит ребенок перед собой, чем любуется, во что вкладывает частицу своей души».
Все эти особенности учитывает педагогический коллектив МБОУ «Кикинская МООШ» на протяжении многих лет строит свою работу, опираясь на принципы этноэкологии.
Этноэкология - это наука, которая изучает взаимоотношения человека с окружающим миром в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.
В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология пропагандирует традиции бережного (сохранного) природопользования; выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции.
Учитывая важность этноэкологии, Кикинская школа всегда включала в свой учебный план, наряду с обязательными предметами, также различные элективные курсы, интегрированные спецкурсы, курсы по внеурочной деятельности и кружки в рамках дополнительного образования, которые способствовали развитию интереса у обучающихся к изучению и сохранению природного и культурного наследия малой Родины.
Многолетний опыт своей работы в этом направлении учителя Кикинской школы обобщают, размещают на сайте образовательного учреждения и представляют на суд широкой педагогической общественности.
Например, учитель биологии и химии Камолова Н.Л. представила свою методическую разработку внеклассного мероприятия «Экологические лабиринты» на Общероссийском конкурсе «5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды» и получила Диплом III степени. Ее статья «Культурологический подход в воспитании социально-компетентной личности сельского школьника» на Общероссийском конкурсе «Новые педагогические идеи» отмечена Дипломом II степени.
Активную жизненную позицию в природоохранной деятельности представляют и школьники. Выпускник 9 класса Осипов Илья занял II место в детском литературном конкурсе «Природе важен каждый!», который проводился Национальным парком «Смоленское поозерье» в рамках экологической акции «Марш парков - 2016».
2017 год, Год экологии в России», начался для Кикинской школы успешно. На муниципальном конкурсе плакатов «Зеленый наряд планеты», посвященном Международному дню леса, ученик 6 класса Семенов Кирилл представил свою работу «За чистоту лесов и рек» и стал призером. Подготовила призера учитель Демина М.В. Обучающиеся школы под руководством учителей Камоловой Р. А. и Прониной Т.В. приняли активное участие в муниципальном конкурсе рисунков «Здравствуй, птичья страна!», посвященном Международному Дню птиц.
В Кикинской школе уже стало доброй традицией дружное участие в различных Международных и Всероссийских экологических акциях. 7 апреля, во Всемирный день охраны здоровья, обучающихся ждала насыщенная программа, разработанная учителем физической культуры Ивановой В. И. Перед началом занятий - зарядка на открытом воздухе, после уроков - конкурс рисунков «За здоровый образ жизни», викторина «Здоровым быть здорово!» и легкоатлетический кросс «Кикинское кольцо», протяженностью 1300 метров. При подведении итогов Дня здоровья победители и призеры получили витаминные призы – фрукты.
Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» проходил в два этапа. Сначала коллектив Кикинской школы привел в порядок территорию Братской могилы и территорию школы площадью около 3 га, а на другой день присоединился к общедеревенскому мероприятию по уборке Центральной улицы и местного кладбища.
В рамках Года экологии в России в школе оформлена экспозиция «Правила поведения в природе», состоящая из детских рисунков, изображающих экологические знаки и пропагандирующих бережное отношение к природе. Также состоялась выставка книг и периодических изданий по этноэкологической тематике, с помощью которой школьники получили возможность самостоятельно расширить свой кругозор.
14 апреля, на кануне Всемирного дня экологических знаний, в Кикинской школе состоялось Интеллектуальное шоу по экологии «Где логика?», подготовленное по аналогии с известной телепередачей. В ходе мероприятия состязались 2 команды: интеллектуалы 4-6 классов из Кикинской школы и из Селенской школы. Ребята выполняли оригинальные логические задания и одновременно совершали увлекательное путешествие по страницам Красной книги Смоленской области и Красной книги России, знакомились с природными объектами из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые расположены на территории нашей страны. По видовому составу растений и животных дети определяли название заповедника или национального парка, где обитают эти организмы. Далее нужно было найти на географической карте месторасположение данной особо охраняемой природной территории. Особый эмоциональный отклик вызвали задания на знание фольклора: народных примет, пословиц и поговорок о природе и родном крае.
За каждый правильный ответ начислялись призовые баллы в виде конфет. Участники шоу показали себя хорошими знатоками родной флоры и фауны, за что и были награждены Дипломами и сладкими призами.
Год экологии только набирает обороты, и впереди обучающихся Кикинской школы ждет много интересных мероприятий, которые помогут воспитать у них эмоционально- ценностное отношение к природе, культуре и этносу родного края.
Спицына В.П.,
ветеран труда, Депутат Совета депутатов Кикинского сельского поселения