Рекомендации по выявлению террористических угроз

Рекомендации по выявлению террористических угроз

Изучение материалов, полученных в результате расследования диверсионно-террористических актов в России, а также имеющихся оперативных данных о тактике деятельности террористических групп, бандформирований и религиозно-экстремистского подполья позволяют выделить ряд характерных признаков подготовки терактов.

Для систематизации признаков представляется важным выделить основные объекты террористических устремлений:

• места массового сосредоточения населения (гражданские воздушные суда, объекты транспортной инфраструктуры, объекты здравоохранения, образовательные учреждения, торговые центры, рынки и т.п.);

• должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, политические, религиозные и общественные деятели;

• сотрудники правоохранительных органов и силовых структур, в первую очередь, непосредственно участвующие в активных мероприятиях по пресечению противоправной деятельности экстремистов, и члены их семей;

• административные здания органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и силовых структур;

• стратегические объекты Вооруженных Сил РФ, предприятия жизнеобеспечения и промышленные объекты повышенной опасности, использующие в производственном цикле сильнодействующие ядовитые взрыво- и пожароопасные вещества, диверсии на которых могут повлечь массовые человеческие жертвы.

temkino.admin-smolensk.ru
23.06.2020

Выявление признаков террористического акта

Изучение материалов, полученных в результате расследования диверсионно-террористических актов в России, а также имеющихся оперативных данных о тактике деятельности террористических групп, бандформирований и религиозно-экстремистского подполья позволяют выделить ряд характерных признаков подготовки терактов.

Для систематизации признаков представляется важным выделить основные объекты террористических устремлений:

• места массового сосредоточения населения (гражданские воздушные суда, объекты транспортной инфраструктуры, объекты здравоохранения, образовательные учреждения, торговые центры, рынки и т.п.);

• должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, политические, религиозные и общественные деятели;

• сотрудники правоохранительных органов и силовых структур, в первую очередь, непосредственно участвующие в активных мероприятиях по пресечению противоправной деятельности экстремистов, и члены их семей;

• административные здания органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и силовых структур;

• стратегические объекты Вооруженных Сил РФ, предприятия жизнеобеспечения и промышленные объекты повышенной опасности, использующие в производственном цикле сильнодействующие ядовитые взрыво- и пожароопасные вещества, диверсии на которых могут повлечь массовые человеческие жертвы.

 

Деятельность террористов не всегда бросается в глаза. Но вполне может показаться подозрительной и необычной.

При выявлении подозрительных лиц, в том числе планирующих проведение ДТА, логично выделить три группы поведенческих признаков, обусловленных следующими факторами:

          1. Психологические           признаки,        проявляющиеся вследствие несоответствия индивидуальных особенностей личности ролевому поведению.

2. Признаки, вызванные необходимостью соблюдения определенных правил, инструкций, существующих в группах лиц, занимающихся противоправной деятельностью.

3. Признаки, при сущие конкретным исполнителям ДТА, в первую очередь, террористам смертникам.

К первой группе - психологическим признакам - относятся статические - несоответствие индивидуальных особенностей человека и личности конкретной роли, в которой выступает субъект - например, возраста, физического развития, характера, образования, и динамические - несоответствие или противоречие особенностей человека и личности ролевому поведению, которое формируется в процессе конкретной противоправной деятельности - например, психологическая напряженность, непоследовательность и противоречивость действий. Человек с большой сумкой и чемоданом, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи (в кинотеатре, ресторане, на праздничных мероприятиях и т.д.).

Ко второй группе признаков можно отнести в первую очередь наличие мер конспирации, в частности, проверка на предмет наличия наружного наблюдения, просьбы воспользоваться для одного звонка мобильным телефоном постороннего человека. Попытки уклониться от камер видеонаблюдения (опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).

К третьей группе признаков можно отнести и вид одежды. Практика показывает, что на территории РФтеррористы не идут на ДТА в ярко выраженной одежде. Главная задача боевиков растворится среди масс населения и ничем не привлекать к себе внимания. Вместе с тем, существует несколько характерных признаков. Как правило, это лица одной из кавказских национальностей; у женщин всегда покрыта голова легким платком или бейсболкой (возможно ношение не традиционного глухого платка, и наоборот, легких косынок). В летнее время - не соответствующая погоде одежда, просторная, призванная скрыть «пояс шахида», В частности, на одной из террористок было просторное платье, которое позволило скрыть СВУ на бедре. Другая террористка имела СВУ, размещенное на талии. В момент теракта на ней был пиджак темного цвета, не соответствующий погоде. Как один из элементов, но закономерный, все террористки при захвате заложников во время «Норд-Оста» были одеты в темные джинсы, поверх были платья.

При подготовке ДТА с использованием террористок-смертниц характерным признаком является их неадекватное поведение (один из видов проявления динамических психологических признаков), неестественная бледность, заторможенность реакций и движений. При одном из терактов смертницу вели под руки. Возможны передозировки транквилизаторами или наркотическими веществами или индивидуальная психическая реакция на предстоящий теракт. Испарина, пот, в том числе в отсутствии жары, излишняя суетливость, обособленность (в т.ч. в толпе), явное стремление избежать контактов с сотрудниками правоохранительных органов, бормотание (как правило, чтение молитв на арабском языке).

Также к третьей группе можно отнести блок признаков, связанный с тем, что исполнители ДТА, как правило, люди не местные, зачастую с низким уровнем развития и образования, на руках у не ориентирующихся в городе террористов могут быть записаны телефоны или адреса.

Также необходимо фиксировать проявление интереса к объектам транспорта и промышленности, режиму охраны и системе защиты их территории, к масштабам возможных последствий аварии вследствие вывода из строя (уничтожения, разрушения) оборудования, важных технологических узлов и элементов конструкций. Попытки проникновения на объект под различными предлогами. Попытки установить неформальные контакты с сотрудниками охраны, техническим персоналом.

 

Инструкция по действиям должностных лиц при угрозе террористического акта

1. При обнаружении предмета с признаками взрывного устройства (ВУ).

1.1. Предупредительные меры (меры профилактики):

- ужесточить режим пропуска на территорию учреждения (в том числе путем установки систем видеонаблюдения и сигнализации);

- ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;

- тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т.д.;

- проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);

- разработать план эвакуации персонала и пострадавших;

- подготовить средства оповещения;

- определить (уточнить) задачи местной охраны или службы безопасности учреждения при эвакуации;

- четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров;

- организовать подготовку сотрудников учреждений совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям при возникновении террористической угрозы;

- осуществить дополнительные про верки взрыво- пожароопасных объектов (участков);

- освободить от лишних предметов служебные помещения, пути эвакуации;

- освободить территорию от горючего мусора;

- довести до всего персонала учреждения номера телефонов оперативных служб, по которым необходимо сообщить при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

 

1.2. Действия при обнаружении предмета с признаками ВУ.

- не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радио связи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;

- немедленно сообщить об обнаружении подозрительно предмета в правоохранительные органы;

- зафиксировать время и место обнаружения;

- ограничить доступ людей в опасную зону в радиусе не менее 100м;

- по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны;

- необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей из опасной зоны по безопасным направлениям;

- дождаться прибытия   представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства обнаружения;

- далее действовать по указанию правоохранительных органов;

- не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

- выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра учреждения и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов);

- быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.

Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мина, снаряд и т. п.); могут торчать проводки, изолента, скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.

При охране подозрительного предмета находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т. д.), ивести наблюдение.

 

2. При поступлении угрозы террористического акта по телефону.

После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего. При наличии записывающего устройства, записать разговор. Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному полиции и дежурному по ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.

 

2.1 Алгоритм действий при принятии сообщения о террористической угрозе.

Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего. Включите записывающее устройство (при наличии). Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор и затянуть его.

По ходу разговора отметьте пол, возраста звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий (тихий), низкий (высокий);

- темп речи: быстрая (медленная);

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле - или радиоаппаратуры, голоса, другое).

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

- какие конкретные требования он (она) выдвигает?

- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?

- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

- как и когда с ним (с ней) можно связаться?

- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

- когда может быть проведен взрыв?

- где заложено взрывное устройство?

- что оно из себя представляет?

- как оно выглядит внешне?

- есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?

- для чего заложено взрывное устройство?

- каковы ваши требования?

- вы один или с вами есть еще кто-либо?

 

3. При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде.

 

Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на электронном носителе, и др.).

При этом необходимо четкое соблюдение правил обращения с анонимными материалами:

- при получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку;

- постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;

- не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа;

- сообщите в правоохранительные органы о поступлении материалов с угрозой, а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением;

- анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешаться делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать;

- при исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.

 

4. При захвате террористами заложников.

 

4.1. Предупредительные меры (меры профилактики)

Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности строгий режим пропуска, установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения.

4.2. Действия при захвате заложников:

- немедленно сообщить о случившемся в правоохранительные органы;

- по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;

- при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

- не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;

- обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;

- с прибытием бойцов спецподразделений подробно ответить на их вопросы и обеспечить их работу.

Для отработки действий в чрезвычайных ситуациях террористического характера необходимо периодически проводит практические тренировки с персоналом объекта.

Телефоны оперативных служб:

МЧС (единая служба спасения)      - 01, 112 (сотовая связь)

МВД (полиция)                                - 02, 102 (сотовая связь)

Скорая помощь                                - 03, 112 (сотовая связь)

УФСБ России по Смоленской области - 38-12-50

 

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

helloaddblock19062023
400x240
dostizheniya-oblozhka_102
helloaddblock_1160-krasnyj
ezgif-7-342c61d995
2023-12-22_12-08-47
helloaddblock-10032023

© Администрация муниципального образования"Темкинский район" Смоленской области 2024

(48136) 2-18-44 тел./факс.: 8 (48136) 2-18-44

Е–почта: temkino@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 215350.Смоленская обл.,Темкинский район,с.Темкино,ул.Cоветская,д.27

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!